Ильясова Т. В., Леонтьев А. Е.
Оренбургский педуниверситет
Активное внедрение персональных компьютеров в учебный процесс позволяет учителю-предметнику обеспечить компьютерную поддержку урока. Она поможет учителю использовать в обучении современные технологии и технические средства. Не менее важна задача воспитания у школьников культуры пользователя ПК, умений находить, преобразовывать и целесообразно использовать учебную информацию.
Поэтому компьютер на уроке следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать насущные задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного, творческого мышления учащихся.
Принятие компьютера на уроке в качестве ТСО по-новому расставляет педагогические приоритеты. На первом месте не должна стоять техническая сторона внедрения компьютеров. Хотя наличие мощного компьютера преподавателя с локальной сетью ученических ПК - необходимое условие реализации идеи. Большее значение имеет качество создаваемых (используемых) учебных программ, простота их включения в урок, возможность сочетания с другими средствами обучения. При этом важно понять, что никакое, даже самое совершенное средство, не может обеспечить всех задач обучения и тем более воспитания. Для каждого средства имеется своя педагогическая ниша. Цель применения компьютера на уроке физики - создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового и развитию мышления учащихся.
В комплексе средств обучения компьютеру может принадлежать системообразующая роль, что связано с его возможностями:
Использование специального мультипроектора позволяет проецировать изображение на большой экран не только с компьютера, но и видеомагнитофона, видеокамеры. Что обеспечивает важное условие развивающего обучения, сформулированное известным психологом В.В. Давыдовым. При формировании научных понятий выход на теоретический уровень обобщения обеспечивается сочетанием коллективно-распределённой учебной деятельности с непосредственным взаимодействием учителя со всем классом.
Содержательно компьютерная поддержка урока физики может быть разнообразной:
Творческим заданием для учащихся может быть создание слайдов (опорных конспектов) к учебным темам. Работа над ними позволит ребятам не только глубже понять материал, но и сформировать дополнительные умения пользоваться встроенными в компьютер программами.
Какой должна быть тактика использования компьютерных учебных материалов? Продолжительность работы за компьютером разумно ограничить на уроке 10 - 15 мин. в 2 - 3 приёма. Частое кратковременное обращение в ходе урока к компьютерным программам, поддержанным другими, привычными средствами обучения, снимает у ребят "синдром компьютерной тревожности". Это боязнь работы с компьютером, нерешительность в действиях с ним, что крайне важно преодолеть человеку ещё в школьные годы.
Особые требования предъявляются к качеству используемой наглядности. В со-временном понимании наглядность должна быть интеллектуальна, то есть через чувственно-образную форму усиливать, подчёркивать теоретическую сущность изучаемого. Новое, теоретическое содержание учащиеся выявляют в ходе организованного учителем восприятия компьютерного материала. При этом учитель своим словом, умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль обучаемых к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной (и аудиовизуальной) информации даёт редкую пока возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.
Наряду с традиционным контролем, оценивающим конечные результаты обучения, компьютер позволяет организовать контроль самого процесса обучения. Такой контроль осуществляет диагностику хода усвоения материала учащимися. И цель у него другая: коррекция процесса дальнейшего обучения. Поэтому диагностический контроль должен быть на каждом уроке, распределён во всех видах учебной деятельности, небольшой по объёму, но в интересной для ребят форме, и, желательно, - безоценочный, чтобы не боялись. Такого рода контроль формирует у школьников механизм внутреннего самоконтроля, мотивацию учения. Главной частью урока становится закрепление нового, только ещё становящегося материала ("учить на уроке!"). Наиболее простой и распространённой формой диагностического контроля являются тесты. Компьютерный вариант тестов реализуется просто, нет проблем в немедленном обсуждении ответов. Анимация позволяет предъявлять тесты по частям в необходимом темпе.
В целом, психолого-педагогическая модель обучения на уроке с компьютерной поддержкой реализует личностно ориентированный подход, а основное внимание уделяется интерактивной деятельности учащихся.
Пора понять, что компьютер пришёл в школу не на время, а навсегда. Впереди - информационное общество. В силу этого, целесообразное включение компьютера в урок является насущной потребностью современного образования и требует его освоения всеми учителями - предметниками.
Разработанная нами серия компьютерных слайдов является дидактическим материалом в помощь учителю физики при изучении темы "Давление твёрдых тел, жидкостей и газов" (7 класс, 3-я четверть). Содержит четыре блока:
Слайды для уроков физики в 8 класее, по следующим темам:
Данные серии рекомендуется использовать при проблемном, развивающем обучении: в ходе объяснения нового материала методом эвристической беседы, для организации самостоятельной работы учащихся, контроля усвоения. Обязательно сочетание с демонстрационным и фронтальным экспериментом.
И серия слайдов по естествознанию:
На странице Download Вы можете скачать все эти презентации.