В этом разделе можно повторно использовать некоторые кадры презентаций 1 - 3, т.к. тема является обобщением всех изученных раннее свойств неподвижных (статических) жидкостей и газов.
Слайд 1. Служит фоном для рассказа о жизни древнегреческого учёного Архимеда.
Слайд 2. Предъявляется главная учебная проблема: "Что происходит с телом, погружённым в жидкость или газ?" Перед использованием слайда 3 необходимо провести фронтальный эксперимент по обнаружению выталкивающей силы.
Слайд 3. Фиксирует результаты эксперимента: тело в жидкости весит меньше! Эту разницу и называют Fвыт. Внимание учащихся акцентируется на факте: объём вытесненной воды равен объёму погружённого тела, т.к. жидкость практически несжимаема. Важность этого момента слабо осознаётся учащимися.
Слайд 4. Помогает понять, как возникает Fвыт. Учащимся предлагается доказать, что р2 всегда больше р1. В качестве следствия этого факта вводится выталкивающая сила (можно сразу её называть архимедовой и далее употреблять оба термина по смыслу объяснения)
Слайды 5 - 6. Служат для поддержки объяснения учителю при выводе формулы Fвыт = gpжV и доказательстве Fвыт = Рвыт.жидк. В кадре предлагается самим учащимся придумать эксперимент, подтверждающий последнюю формулу. Для ускорения решения названы необходимые приборы. За этим кадром обязательно следует эксперимент с ведёрком Архимеда. Вновь проговариваются причины возникновения Fвыт и её численное равенство весу вытесненной жидкости. Учащиеся с трудом усваивают логику доказательства. Кадр построен так, чтобы ребят при поддержке учителя "осенило" равенство Fвыт = Рвыт. жидк. Формирование понятия "выталкивающая сила" не завершено, пока не рассмотрена ситуация погружения тела в газ.
Слайд 7. Воспроизводит рисунок из учебника "Физика - 7", используя который учащиеся должны самостоятельно доказать наличие выталкивающей силы в газах (только значительно меньшей величины). Желательно подкрепить этот кадр живой демонстрацией (или видеофрагментом опыта). Использование рисунка учебника делает возможным сочетание индивидуальной работы на местах и коллективного обсуждения с опорой на кадр.
Слайд 8. Предлагается видеоряд для решения проблемы: "От чего зависит величина выталкивающей силы?" Многие семиклассники часто ошибаются, полагая, - от веса тела, и не связывают объём погруженного тела с величиной Fвыт. Поэтому важно на фоне кадра выслушать все предположения учащихся (как правило, называют вес, объём, плотность тела, редко - плотность жидкости, глубину погружения и пр.) В кадре анализируются 4 случая. Кадр построен так, чтобы визуально помочь в разрешении главного познавательного затруднения учащихся: сравнение у разных тел веса - по растяжению пружины динамометра и их объёмов - по плотности вещества.
Слайд 9 "Проверь себя!" Содержит задачи - рисунки на понимание зависимости архимедовой силы только от плотности жидкости и объёма погруженного тела.
Слайд 10. Предлагается 3 нестандартные задачи на архимедову силу, в том числе - экспериментальная (обнаружение внутренней полости в теле). Эта задача выполняется по желанию на приготовленной к решению установке (или дома). Результаты обсуждаются всем классом на последующих уроках, приводятся примеры подобных расчётов "в жизни".
Слайды 11, 14. Содержат задачи - рисунки на понимание формулы расчёта архимедовой силы. Особо обратить внимание учащихся на случай, когда тело лежит на дне (архимедовой силы не возникает, есть только гидростатическое давление столба жидкости). Уместно обсудить проблему подъёма затонувших судов.
Слайд 12. Даются три расчётные задачи. 1) Сравнить вес гранитного тела с выталкивающей силой, действующей на него (вспомнить расчёты при изучении условий плавания тел). 2) Возвращаемся к задаче с кубом, теперь нужно рассчитать выталкивающую силу. 3) Экспериментальная задача (для желающих) предлагает определить плотность овоща путём взвешивания в воздухе и воде. Это задачу можно использовать в качестве творческого задания в лабораторной работе по определению выталкивающей силы. Проверено, что сама работа становится интереснее и расчёты - точнее, если в качестве второго тела берётся средних размеров картофелина, подвешенная на нити. Самое время познакомить ребят с легендой о короне царя Гиерона. Имеется её стихотворное изложение и можно разыграть ситуацию "в лицах".
Слайд 13. Тест - 9 "Проверь себя!" Текст анимирован. Вопросы поставлены нестандартно.
Слайд 15. Используется при объяснении условий плавания тел. Обязательно сопровождать экспериментом! Кадр завершается вопросом: "Можно ли реализовать все случаи плавания для одного и того же тела?" Это - интеллектуальный "мостик" к объяснению плавания судов.
Слайд 16. Тест - 10 "Проверь себя!" (на плавание тел). Лучше использовать для диагностики усвоения сразу же в ходе закрепления нового материала.
Слайд 17. Посвящён новой терминологии, связанной с плаванием судов: водоизмещение, ватерлиния, грузоподъёмность. Используется в ходе объяснения учителя.
Слайд 18. Тест - 11 "Проверь себя!" (на плавание судов).
Слайд 19. Знакомит с прибором, имеющим большое практическое значение, о котором только упоминается в упражнении. Это - ареометр. На рисунке представлены лактометр, спиртометр, сахариметр. По каждому прибору предлагается практический вопрос - задача. Выявляются различия в конструкции и градуировке шкалы.
Слайд 20. Представляет самодельный прибор "Картезианский водолаз", даются советы по его изготовлению и экспериментальные задания.
Слайд 21. Тест - 12 "Проверь себя!" (на плавание тел и судов).
Слайд 22. Предлагается проект мнимого "вечного двигателя", основанного на выталкивающей силе. Ребята должны выяснить, в чём ошибка. С помощью анимации после обсуждения даётся ответ и разъяснение (можно ответ подать на следующем уроке, а дома подумать над проблемой).
Слайды 23, 25, 26 дают информацию о типах воздухоплавательных аппаратов. Кадры можно использовать в выступлениях учащихся, если урок построен на сообщениях ребят. Предложить составить самим задачи, используя справочники и энциклопедии, проделать расчёты. Можно организовать "Конкурс задач".
Слайд 24. Тест - 13 "Проверь себя!" (по воздухоплаванию).
Слайд 27. Тест - 14 "Проверь себя!" - обобщающий весь материал. Надо соотнести особенности действия жидкости и газа на погружённые в них тела с конкретными жизненными примерами. Текст анимирован. После завершения контроля ответы обсудить.