В предыдущем разделе основное внимание уделялось жидкостям, газы только упоминались. Данный раздел полностью посвящён свойствам газа - воздуха, точнее - воздушной оболочке нашей планеты. Познавательная трудность темы для учащихся в том, что воздух невидим, очень лёгок, в силу чего большинство экспериментов - косвенные, доказывающие свойства газа опосредованно, через логические рассуждения. Поэтому каждый из слайдов составляет звено дискурсивного (рассудочного) способа познания, организуемого и направляемого учителем. Объективность и достоверность обеспечивается тщательно подобранным демонстрационным экспериментом, реализующим теоретические рассуждения.
Слайд 1. Мотивационный кадр. Даётся информация к размышлению: сообщается примерная масса воздушной оболочки Земли, подчёркивается тот факт, что мы находимся на дне воздушного океана. Как следствие, возникают познавательные вопросы (с помощью учащихся они формулируются). Анимация позволяет, суммируя, предъявить их позже. Ответы предстоит найти в разделе "Атмосферное давление".
Слайд 2. Называются опыты, подтверждающие существование атмосферного давления. Все они достаточно просто выполняются на уроке. После демонстраций их анализ проводится на фоне слайда, служащего чувственной опорой мысли учащегося.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: для многих опытов можно использовать пластиковые бутылки и детские пневматические и гидравлические игрушки.
Слайд3. Пустой. Его можно составить самому учителю, используя встроенную в компьютер программу Power Point.
Слайд 4. Тест - 5 "Проверь себя!" Служит для самоконтроля и диагностирует понимание того, почему атмосфера не улетучивается от Земли, и базового опыта поднятия воды вслед за поршнем. Анимация текста позволяет учителю предъявлять его по частям. Обсуждение верных ответов, анализ причин ошибок делает данный тест обучающим, мотивирующим дальнейшее изучение материала.
Слайд 5. Проблемный кадр "Как измерить величину атмосферного давления?" На конкретной познавательной проблеме позволяет показать общий метод разрешения познавательной ситуации. Анимация кадра обеспечивает поэтапное движение мысли учащихся к схемам опыта О.Герике и Э. Торричелли.
Слайды 6 - 7. Воспроизводят классические опыты Герике и Торричелли. Ребятам предлагается провести количественные расчёты результатов опыта Герике, и ответить на эвристические вопросы, рассчитанные на углублённое понимание сути этих трудных для осмысления учащимися опытов.
Слайд 8. Содержит проблемный вопрос о результатах опыта Торричелли на Луне. Стиль вопроса провоцирует ребят на неверный ответ и служит психологически средством акцентирования внимания учащихся на нём. Уместно здесь вспомнить, на каких планетах Солнечной системы есть (нет) атмосфера и её роль в жизни планеты.
Слайд 9. "Подумай и ответь!" Предназначен для закрепления понятия "нормальное атмосферное давление" (в мм рт. ст. и Па). Здесь же предлагается рассчитать высоту столба воды при нормальном атмосферном давлении. Можно вспомнить решение подобной задачи в "Презентации 2" (слайд 14).Такая задача необходима перед изучением темы "Насосы".
Слайд 10. Можно использовать для самостоятельного расчёта учащимися высоты столбов разной жидкости в барометрах. Неудобство жидкостных барометров становится очевидным. Мотивирован переход к изучению барометра - анероида.
Слайд 11. Тест - 6 "Проверь себя!" Контрольный тест. Анимация текста регулирует скорость его подачи. После завершения контроля показать верные ответы и обсудить причины ошибок.
Слайд 12. Графическая задача. Знакомит с практикой измерения р атм. на метеостанцииях. Предлагается серия вопросов-заданий по данным графика.
Слайд 13. Проблемный кадр: "Как изменяется атмосферное давление с высотой?" Главную роль в кадре играет анимация. По щелчку ЛМ учитель предъявляет фрагменты текста, каждый из которых сопровождается расчётами учащихся "в уме". Такая тактика позволяет большинству учащихся почти интуитивно производить расчёты для небольших высот, не прибегая к математической записи. Правильная математическая и физическая запись решения для семиклассников создаёт дополнительные трудности, вследствие чего эти расчёты выводятся за рамки обязательных знаний. А в жизни - они необходимы, тем более, прибор для измерения высоты - альтиметр - вводится.
Слайд 14. Тест - 7 "Проверь себя!" Контролирует понимание сути опыта Торричелли и использование барометров разного типа в космических условиях.
Слайды 15 - 16 Посвящены манометрам. Предлагается провести расчёты на основе задач - рисунков. Задания повышенной сложности. Их можно дифференцировать: всем - устные ответы, а отдельным сильным учащимся - расчёты (по ртутному и водяному манометрам). Полученные количественные расчёты обсудить вместе.
Слайд 17. Устройство и действие поршневого насоса. Анимация позволяет показать его в действии. Щелчок ЛМ вводит название и нумерацию деталей насоса, а затем - эвристические вопросы: 1) на какую высоту можно поднять воду? и 2) почему вода подаётся порциями? Второй вопрос нужен для перехода к конструкции насоса с воздушной камерой. Его устройство разбирается в учебнике (или изготавливается транспарант для графопроектора). Продолжать формирование умений отвечать по обобщённым планам ответов.
Слайд 18. Представляет собой сканированное изображение разных видов насосов (из задачника Лукашика). Качество изображения невысокое, детали видны плохо, поэтому желательно обсудить область применения и принципиальные отличия.
Слайды 19, 20, 22. "Попробуй объяснить!" Предлагаются задачи - рисунки из разных пособий и серия эвристических вопросов к ним. Развиваются умения " видеть физику вокруг нас", т.е. объяснять окружающую жизнь с физических позиций.
Слайд 21. Тест - 8 "Проверь себя!" Оценивается знание приборов, использующих атмосферное давление. Текст анимирован. Можно провести в форме взаимоконтроля. Затем результаты обсудить.
Слайд 23. Составьте сами! Для этого скопируйте с диска в свой компьютер и с помощью программы Power Point выполните рисунки и текст, введите анимацию.