Слайд 1. Название темы раздела.
Слайд 2. Формулируется учебная проблема: "Почему в обычных земных условиях в жидкости и газах всегда есть давление?" Рисунок в кадре отражает моменты погружения в жидкость манометрической трубки. Сам опыт необходимо проделать перед классом, а его анализ вести с опорой на кадр.
Слайд3. Содержит объяснение причины этого. Кадр - сложный для восприятия. Анимация позволяет развернуть логическую цепочку доказательства последовательно (щелчок ЛМ). Рисунок слоёв жидкости, давящих друг на друга вследствие силы тяжести (анимация!), рекомендуется учащимся зарисовать в тетрадь. В заключение щелчок ЛМ выводит на экран экспериментальное задание: построить график p = f(h), используя только масштабную линейку. Выполняется по желанию, соответствующая установка даётся готовой к выполнению задания. Отчёт о результате - перед классом (возможно, на следующем уроке).
Слайд 4. Представляет новую формулу расчёта давления столба жидкости (и газа), единицу измерения (Па), показывает действия с наименованиями - новое для ребят знание. Вывод размерностей вновь вводимых физических величин рекомендуется проводить постоянно с записью в тетрадях учащихся. Предлагается мнемонический треугольник с использованием анимации "ветер" для запоминания основной формулы и производных из неё, буквенных обозначений физических величин.
Слайд 5. Сообщающиеся сосуды и их применение. Демонстрирует разные сообщающиеся сосуды. Вниманием учащихся учитель управляет за счёт появления через анимацию номеров сосудов 1 - 10. Обсуждается каждый из примеров: кофейники, водомер, фонтан, водяная пробка в раковине, изложницы для разлива металла, артезианская скважина, разной формы сосуды, водопровод, шлюзы, манометр. Манометр изучают позже. Здесь же следует обратить внимание на возможность изменения уровней жидкости в коленах трубки внешним давлением ("опережающее обучение").
Слайд 6. Тест - 3. "Проверь себя!". Проверка понимания основного правила сообщающихся сосудов. Кадр анимирован. Верные ответы появляются на экране после ответа учащихся (ЛМ). Можно использовать для диагностики усвоения сразу же после объяснения в режиме взаимоконтроля. Обсудить с классом причины неверных ответов учащихся.
Слайд 7. "Подумай и ответь!" Сравнивается давление столбов разных жидкостей с разной высотой. Здесь же сравниваются вес жидкостей и производимое ими давление на дно. Преодолевается стойкое заблуждение, готовится почва для понимания "парадокса Паскаля". Необходимо подкрепление живым опытом!
Слайд 8. Задача о водолазах. Ещё одно заблуждение. Помогает убедить учащихся вопрос учителя: "Подводная пещера отделена от остальной воды герметичной дверью?" Если нет, то давление столба воды в 20 м будет передаваться и в пещеру. Об этой задаче стоит вспомнить, обсуждая, почему так губителен для всего живого взрыв под водой (напомнить о варварских способах лова рыбы).
Слайд 9. Тест - 4. "Проверь себя!" Нестандартная постановка вопросов, новое знание (о давлении внутри жидкости в условиях невесомости). Ответы обсудить! Кадр анимирован.
Слайд10. Две экспериментальные задачи - рисунки: изменится ли давление на дно. После предположений (аргументированных!) учащихся провести эксперимент. Использовать трубки с резиновым дном, бытовые одночашечные кухонные весы. Даёт сильный познавательный эффект.
Слайд 11. "Реши задачу!" Содержит 4 задачи разной сложности. Самая важная задача - с кубиком (найти давление воды на его верхнюю и нижнюю грани). Эта задача готовит к пониманию причины выталкивающей силы. К этим расчётам можно обратиться ещё раз, при вычислении архимедовой силы.
Слайд 12. Учимся "читать" графики p = f(h). По графику в кадре устно определить давление воды на разных глубинах. Потренироваться и в решении обратной задачи.
Слайд 13. Предлагает закрепить умения в чтении графика. Новое: даны три графика и нужно вычислить плотности жидкостей.
Слайд 14. Подготавливает к изучению атмосферного давления. Предлагается самостоятельно рассчитать высоту столба ртути, керосина и воды при одинаковом давлении 101300 Па (можно по вариантам, для быстроты). Подчёркивается: высоты столбов разные, а давление - одно и то же! Можно предложить другой способ решения задачи: расчёты высоты столбов жидкостей по соотношению их плотностей. В теме "Атмосферное давление соответствующие расчёты короче вести вторым способом. Здесь же в кадре учащимся предоставляется возможность объяснить опыт с "бочкой Паскаля".
Слайд 15. Решается важная познавательная задача: изменяется ли плотность морской воды в глубинах океана. Учащиеся часто дают утвердительный ответ. Кадр анимирован. В начале даётся "информация к размышлению" (каким должно быть давление, чтобы плотность воды увеличить вдвое). Предлагается рассчитать, есть ли такие глубины в океане. В заключение - вспоминают глубину Мариинской впадины и рассчитывают давление воды на её дно. Проблема разрешается однозначно.
Слайд 16. Как следствие значительного давления воды при погружении возникает проблема: "Как плавать и дышать под водой?". Анимация кадра позволяет визуализовать проблему и сразу же нужно обсудить самый простой способ её решения (длинная трубка). Обсуждается, почему это невозможно. Далее - предложение сконструировать самодельный аппарат для дыхания под водой из подручных материалов. Щелчком ЛМ можно показать решение и обсудить его физическую сторону, но лучше дать подумать дома. На следующем уроке к этой проблеме вернуться.
Слайд 17. Повторяет часть предыдущего кадра, демонстрируя самодельное устройство для дыхания под водой.
Слайд 18. Представляет специальные технические средства плавания под водой (акваланг, скафандр, подлодку, батискаф, батисферу) с указанием максимальной глубины погружения. Дополнительно можно рассчитать давление (силу давления) на этих глубинах ("эстафета задач").
Слайд 19. Тест - 4. "Проверь себя!". Нужно конкретными примерами подтвердить основные особенности давления внутри жидкости. Кадр анимирован. Текст появляется последовательно, в конце - ответы.
Слайд 20. Трудная задача. Возвращаемся к задаче с резиновой камерой, на которую положена дощечка с гирей. Теперь давление внутри камеры вычисляется по высоте столба воды, уравновешивающего давление внутри камеры. Анимация сначала выводит на экран уже знакомый рисунок, затем - текст задачи, ответ и после этого -подробное решение задачи.